В Российской Федерации легализовали майнинг криптовалют. Обзор Федерального закона от 08.08.2024 № 221-ФЗ. Как легально заниматься майнингом в России?

все новости
22
23.08.2024

Как происходила легализация майнинга в РФ

Долгое время майнинг в России находился в так называемой “серой зоне”. Несмотря на то, что наша страна является одним из лидеров в сфере «добычи» криптовалют, законодательного регулирования данной отрасли не было до сих пор. И вот 08.08.2024 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 221-ФЗ, призванный урегулировать отношения в сфере добычи криптовалюты (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202408080016?index=1).

Несмотря на то, что законопроект выдвинуло сразу несколько депутатов из разных фракций (в том числе от фракции “Единая Россия”), закон довольно продолжительное время обсуждался в парламенте (Проект федерального закона (№ 237585-8) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования цифровой валюты») был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, А.В.Гордеевым, В.А.Даванковым, Я.Е.Ниловым и другими еще 17 ноября 2022 года.).

Около 2 лет понадобилось законодателям, экономическому блоку Правительства и Центральному Банку РФ для подготовки компромиссного закона, сочетающего жестко консервативную позицию ЦБ и более сдержанную позицию Правительства.

Вступление в законную силу положений закона “о майнинге” разделено на 2 срока:

  • Большая часть пунктов, касающихся майнинга, вступает в силу спустя 10 дней с момента опубликования текста закона.
  • Статьи 2, 3, и п. 11 статьи 5 Федерального закона вступают в законную силу с 01 ноября 2024 года. Перечисленные положения закона касаются технического исполнения закона, например, включение в специальный реестр, вопросы, связанные с потреблением электроэнергии и тд. Отсрочка во вступлении закона в силу связана с необходимостью подготовки множества подзаконных актов и выстраивания системы (подготовка специального реестра и порядок его ведения), которая будет использоваться государственным аппаратом для регулирования отрасли.

О чем закон? Как изменится майнинг в России?

Введение предлагаемого законом регулирования деятельности по майнингу, а также установление отдельных требований позволят законно осуществлять указанную деятельность, декларировать полученный доход.

Впервые законодательно закреплены понятия «майнинг цифровой валюты», «майнинг-пул», «лицо, организующее деятельность майнинг-пула», «майнинговая инфраструктура», «оператор майнинговой инфраструктуры», «адрес индентификатор» для учета операций с цифровой валютой. Термины, ранее используемые лишь в технической среде, обрели нормативное оформление.

Устанавливаются права и обязанности иностранного номинального держателя цифровых финансовых активов, порядок учета цифровых финансовых активов, зачисляемых иностранному номинальному держателю, и основания их зачисления. В целях обеспечения стабильности финансового рынка Банк России может устанавливать запрет на цифровые финансовые активы и иные цифровые права, а также дополнительные требования к иностранным цифровым правам. Нормы закона наделяют Центральный Банк инструментами влияния на рынок цифровых финансовых активов.

Предусматривается, что лица, выпускающие цифровые финансовые активы, не вправе отказаться от исполнения обязательств, удостоверенных цифровыми финансовыми активами. Учет цифровых финансовых активов ведется в информационной системе, в которой осуществляется их выпуск.

Банк России вправе устанавливать особенности учета, обращения иностранных цифровых прав, допущенных к обращению, а также определять требования к лицам, которые вправе их приобретать.

Уполномоченным органом по организации реестра организаций и предпринимателей, согласно Федеральному закону, является Правительство Российской Федерации.

В соответствии с законом, Правительство РФ:

  • устанавливает требования к майнинг-пулу и лицу, организующему его деятельность, к деятельности оператора майнинговой инфраструктуры, характеру и объему оказываемых им услуг;
  • вправе установить запрет майнинга цифровой валюты в отдельных субъектах Российской Федерации;
  • по согласованию с Банком России устанавливать требования к деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты и запрет или ограничение на совершение сделок с цифровой валютой в целях обеспечения финансовой стабильности.
  • устанавливает порядок ведения реестров лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, операторов майнинговой инфраструктуры, внесение в них сведений, изменение, исключение сведений из реестра. В случае неоднократного нарушения в течение одного года лицом, осуществляющим майнинг цифровой валюты требований, установленных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и изданных в соответствии с ним нормативных актов, лицо исключается из реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, также предусмотрена возможность установления иных случаев исключения из реестра.

В реестр, который будет разработан Минцифрами, с 01 ноября 2024 года должны быть включены российские компании и ИП, занимающиеся майнингом.

Однако остается возможность осуществлять майнинг цифровой валюты без включения в реестр. Таким правом обладают физические лица, которые не будут превышать правительственные лимиты энергопотребления. Значения лимитов будут установлены Правительством позднее.

Таким образом, при соблюдении требований закона ситуации с привлечением к ответственности лиц, добывающих криптовалюту с нарушением правил потребления электроэнергии, должны будут сойти на нет.

Повышение роли Правительства и Центрального Банка в регулировании отношений, связанных с цифровой валютой, возможно усилит стабильность в отрасли, однако чрезмерное регулирование вряд ли придется по душе участникам рынка.

Регулирование в сфере рекламы

Отдельного внимания заслуживает пункт закона, вносящий изменения в ст. 7 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», согласно которой запрещается реклама:

  • цифровой валюты, а также товаров (работ, услуг) в целях организации обращения и (или) обращения цифровой валюты;
  • цифровых финансовых активов, указанных в ч. 1-1 ст. 3 Федерального закона № 259-ФЗ о ЦФА.

Данные поправки существенно ухудшают возможности для рекламирования для всей crypto индустрии. В этой связи интересны разъяснения Федеральной антимонопольной службы по вопросу применения данных пунктов Федерального закона “О рекламе” и судебная практика по спорам об ограничении доступа к сайтам, рекламирующим подобные услуги.

Учитывая достаточно противоречивую практику по спорам, связанным с нарушением законодательства о рекламе, советуем обратить внимание на формулировки, которые используются для продвижения вашего продукта.

Уже сейчас доступны обновленные правила рекламирования Яндекс, из которых следует, что запрещено рекламировать:

  • обменники электронных валют (в том числе исключительно криптовалюты) и криптовалютные биржи;
  • блокчейн и смарт-контракты;
  • майнинг и ICO;
  • заработок на криптовалюте, майнинге, ICO;
  • инвестирование в криптовалюту;
  • услуги проверки криптокошельков и криптотранзакций.

По-прежнему в этой нише будет разрешено рекламировать:

  • физическое оборудование, которое используется для майнинга и хранения криптовалюты (включая фермы и отели);
  • обучающие материалы и мероприятия по криптовалюте, майнингу, ICO;

Как будут применяться нормы Федерального закона от 08.08.2024 г. №221-ФЗ покажет время. Тем не менее уже сейчас участникам рынка необходимо своевременно реагировать на изменения законодательства, стремясь к соблюдению требований законодательства и снижению риска привлечения к ответственности.

Автор обзора:
Тигран Саркисов — адвокат, партнер Reasons Law Firm.

наверх